Руководство по прохождению Crusader Kings 2 (Crusader Kings II)

ЧАВО (FAQ), секреты и советы по прохождению Crusader Kings 2

Начинаем создание руководства по Crusader Kings II (2).

Строительство


Первейший приоритет для строительства - это ваша столица. Причин три.


Первая - ваша столица практически всегда перейдёт к вашему наследнику, даже при типе наследования Gavelkind. Это важно, поскольку строения окупаются минимум за два правления.
Вторая - столица обычно будет иметь самый высокий уровень технологического развития, а значит строения получат бонусы и окупятся быстрее.
Третья - строить надо здания только себе, а не вассалам и епископам. Ваши постройки приносят вам чистый доход, а вассальные лишь процент. Также он будет меняться в зависимости от отношения.

Первая цель - улучшение экономической ситуации. Чем больше доход, тем быстрее вы можете улучшать строения. И если поначалу вы будете отставать в плане военных сил, то потом быстро наверстаете упущенное, как только первые экономические строения окупят себя.
Основав стабильную экономику, начинаем строить в личных замках военные постройки, так что даже в периоды кризисов и смут у вас будут личные войска, которые не затронут восстания.

Строить приносящие доход здания стоит как можно раньше. Чем быстрее построите, тем быстрее отобьют затраты и тем больше сможем построить в будущем.
НО! Всегда стоит держать резерв на чёрный день. Его размер должен зависеть от размера вашего гос-ва. К примеру для мелких герцогств типа Шотландии хватит 50 монет, но и тут надо ориентироваться на возможность нанять хотя бы отряд наёмников, так что оптимальным числом будет ~100+запас на их оплату на 4 месяца.


Экономические строения показывают сколько они будут приносить за год.

Вот значения окупаемости для замковых городков:

1 Уровень, цена 100, доход 1.5 - 67 лет
2 Уровень, цена 120, доход 2.0 - 60 лет
3 Уровень, цена 200, доход 2.5 - 80 лет
4 Уровень, цена 300, доход 3.0 - 100 лет
5 Уровень, цена 400, доход 3.5 - 114 лет

Как видите, второй уровень окупается быстрее первого, но медленнее третьего. Поэтому главной задачей является отстроить первые два уровня в замках, прежде чем улучшать далее.

Для замковых стен:

1 Уровень, цена 50, доход 0.2 - 250 лет
2 Уровень, цена 50, доход 0.2 - 250 лет
3 Уровень, цена 100, доход 0.2 - 500 лет
4 Уровень, цена 150, доход 0.2 - 750 лет
5 Уровень, цена 150, доход 0.5 - 300 лет

На уровне экономики, только первые два уровня окупятся за период одной игры, так что дальнейшее улучшение имеет смысл только ради бонуса к уровню защиты и размеру войск.

Теперь учтём, что для каждого уровня замкового города, выше 1 уровня требуется палисад или стена:

Уровень 1 города, уровень 0 стена, цена 100, доход 1.5 - 67 лет
Уровень 2 города, уровень 1 стена, цена 170, доход 2.2 - 77 лет
Уровень 3 города, уровень 2 стена, цена 250, доход 2.7 - 93 лет
Уровень 4 города, уровень 0 стена, цена 300, доход 3.0 - 100 лет
Уровень 5 города, уровень 0 стена, цена 400, доход 3.5 - 114 лет

Отмечаем, что два последних улучшения города не требуют улучшений стены. таким образом, первое что делаем - строит во всех владениях замковый город 1 уровня. Потом равномерно поднимаем во всех владениях на уровень.

Постройки вассалов


Поскольку вам перепадает лишь часть от войск и дохода вассалов, их улучшать имеет смысл в последнюю очередь, ведь замки приносят вам доход без всяких урезок и штрафов.
Хоть города и приносят больше по сравнению с замковыми городками, но чистыми деньгами вы получаете меньше.
Однако у церквей и городов есть строения, которые крайне полезны - это церковные школы и университеты. Церковные школы увеличивают прирост технологий на 10%, с максимумом в 30% на 2 уровне. Университеты дают прирост в 20% на 1 уровне и в целом на +50% в целом на 2, но на поздней стадии игры. Инвестировать в эти строения имеет смысл, если нацелились на развитие технологий.

Чем выше ваш показатель Stewardship, тем быстрее постройки окупятся. Вы получаете +2% к доходу с владений за каждую единицу этого умения(отсчёт ведётся после 5). Таким образом общий показатель в 30 Stewardship даст вам +50% прибыли, на треть сократив период окупаемости построек.


ИТОГО

Первым делом отстраиваем свою столицу
Ничего не строим у вассалов, за исключением школ и университетов
Сначала отстраиваем определённое строение во всех владениях, а только потом планомерно повышаем на 1 уровень.
У экономических строений приоритет над военными
Всегда держим резерв в 100+ монет.
Если тип наследования gavelkind, то сосредотачиваем все постройки в столице.


Технологии

Подобно постройкам, технологии являются долгосрочным вложением средств. Но в отличие от построек, прогресс в технологиях занимает десятилетия, и эффект мизерный по сравнению с постройками.

Технология в Crusader Kings 2 работает просто - каждое графство имеет технологический уровень и распространяется на соседние.

Технологический прогресс осуществляется путём подсчёта вероятностей. Каждый месяц, в каждом графстве подсчитывается процент вероятности увеличить технологический уровень. В зависимости от результата, вы либо увеличиваете уровень, либо остаётесь на прежнем. Каждый раз, когда вероятность повысить уровень развития успешен, то уровень технологий в графстве повышается на 0.1.
Как только значение достигает 1.0, вы получаете плюшки от данной технологии. Заметьте, учитываются только целые числа, если уровень развития отображается как 1.5, то получаете вы не 50% от второго уровня, а только первый.

Успех повышения технологического уровня зависит от следующих факторов::

Какой на дворе год
Общие умения державы
Фокус на технологии
Задания советников
Постройки графства
Другие графства

Все эти факторы перемножаются и выдают итоговый результат. Базовый шанс повысить уровень - 1.2% за год, но его можно поднять до куда более высоких величин.

Эффекты

Всего в игре 24 технологии, 8 для каждой ветви.


Военные:

Луки - увеличивает нападение лучников и конных лучников на 10% на 1 уровне, увеличение по 5% за уровень
Лёгкие доспехи - увеличивает броню легкой пехоты, лёгкой кавалерии, лучников и конных лучников на 10% на 1 уровне, увеличение по 5% за уровень
Тяжёлые доспехи - увеличивает броню тяжёлой пехоты, тяжёлой кавалерии и копейщиков на 10% на 1 уровне, увеличение по 5% за уровень
Оружие ближнего боя пехоты - Увеличивает нападение всей пехоты на 10% на 1 уровне, увеличение по 5% за уровень
Оружие ближнего боя кавалерии - Увеличивает нападение всей кавалерии на 10% на 1 уровне,увеличение по 5% за уровень
осадные машины - Сокращает время осады на 10% на 1 уровне, увеличение по 10% за уровень
Военные укрепления - Увеличивает время осады ваших крепостей на 10% на 1 уровне, увеличение по 10% за уровень
Тактика - Увеличивает боевой дух на 0.1 на 1 уровне, увеличение по 0.1 за уровень

Экономика:

Фермерство - Увеличивает налог с замков на 10% на 1 уровне, увеличение по 10% за уровень
Система торговли - Увеличивает налог с городов на 10% на 1 уровне, увеличение по 10% за уровень
Церковный налог -Увеличивает налог с церквей на 10% на 1 уровне, увеличение по 10% за уровень
Инфраструктура замков - позволяет строить строения более высокого уровня
Инфраструктура городов - позволяет строить строения более высокого уровня
Инфраструктура храмов - позволяет строить строения более высокого уровня
Улучшенные крепости - позволяет строить стены, гарнизоны и насыпи
Строительство - Сокращает время постройки на 5% на 1 уровне, увеличение по 5% за уровень

Культура:

Благородные традиции - Увеличивает отношение к вам со стороны знати на 3/6/8/10/12
Народные традиции - Увеличивает отношение к вам со стороны мэров на 3/6/8/10/12
Религиозные традиции - Увеличивает отношение к вам со стороны церковников на 3/6/8/10/12
Величие - Увеличивает прирост престижа на 10% на 1 уровне, увеличение по 10% за уровень
Духовность - Увеличивает прирост духовности на 10% на 1 уровне, увеличение по 10% за уровень
Культурная гибкость - Уменьшает модификатор 'Чужеземец' на 10% на 1 уровне, увеличение по 10% за уровень
Религиозная гибкость - Уменьшает модификатор 'Еретик\неверный' на 10% на 1 уровне, увеличение по 10% за уровень
Законность - Уменьшает модификатор 'Короткое правление' на 1 год за уровень. Увеличивает максимальный размер владений на 1 за уровень;увеличение идёт по 1 каждый уровень для королей\императоров, через уровень для герцогов, и всего два раз для графов и 1 для баронов

Что изучать

Ветка культуры стоит особняком. По сути это самая полезная и эффективная ветвь технологий в игре. особенность тут в том, что это технологии функционируют только если присутствуют в вашей столице.
Особенно полезны технологии повышающие отношение и Законность. Это позволяет держать более крупные владения и тем самым обезопасить наследование. Гибкость тоже может пригодиться если вы планируете активно расширяться и отжимать вассалов-иноверцев.
Фокус ставим на Законности, если вы Король\Император дабы обеспечить плавный переход власти и сократить штраф на короткое правление. Далее по приоритету - благородные традиции, поскольку это улучшить отношение со ВСЕМИ, у кого есть в лапах реальная власть.
Для экономики самые главные, это фермерство и инфраструктура замков. Фермерство напрямую увеличивает ваш доход, а инфраструктура позволяет строить здания, дающие больше дохода и войск.
Для военных имеет смысл изучать Тактику, поскольку она воздействует на ВСЕ войска. А в остальном можно сосредоточиться на технологии которая дает бонус к уникальному строению вашей культуры.

Как обеспечить максимальный технологический рост

Во-первых не убегаем шибко далеко вперёд, поскольку схватим штраф "Опережение". Стараемся опережать на пару десятилетий.
Во-вторых, ищем самых лучших советников, и особенно Придворных Капелланов, не посылаем самых ценных на опасные задания, где им благодарное население может навалять по щщам. Учёность державы (ваше личное умение+умения советников+половина Учёности супруга) может увеличить прирост технологий в графстве во много раз.
В-третьих, использует фокус технологий и переключаем его, как только подняли уровень. Также полезно поставить фокус на технологии ю.близкие к завершению, поскольку это ускорит рост по всему владению. Но культурные технологии завязаны только на столицу и улучшать в других графствах не имеет особого смысла.
В-четвёртых, строим в столице школы и университеты. Улучшив школу и университет, мы получим прирост к изучению технологий в +50%.
В-пятых, постоянно используем советников. Пусть трудятся в столице не покладая рук. они увеличивают прирост на 5% за единицу соответствующего умения.
Сосредоточив усилия на столице вы косвенно увеличиваете прирост технологий во всём владении. Графство с более высокой технологией увеличивает прирост у соседних на +15% за графство, а имея в составе владений графство с более высоким уровнем технологий добавляет бонус в +25%. Так что иногда имеет смысл отхватить продвинутую провинцию только ради этого огромного бонуса.

ИТОГО

  • Сосредотачиваем усилия на столице
  • Фокусируемся на Законность, Благородные традиции, Фермерство, Инфраструктуру Замков и тактику
  • Постоянно ищем лучших советников
  • Используем способности советников, ускоряя прирост технологий в столице
  • Отстраиваем в столице строения, повышающие скорость изучения технологий - школы, университеты
  • Часто меняем Фокус по достижении технологии

 

Система феодальных титулов

В Crusader Kings II (2) введена древовидная система титулов. Все феодалы, от мэров городов до королей и императоров, занимают в ней своё место.

Расположим титулы по уровням, снизу вверх:

1. Мелкие волости (баронство, епископство, город) - Barony, Bishopric, City
2. Удел (графство, провинция) - County
3. Княжество (герцогство) - Duchy
4. Королевство (царство) - Kingdom
5. Империя - Empire

Например, вот состав Сицилийского королевства:


Владение титулом каждого уровня имеет индивидуальное влияние на игровую механику. Например, так:

1) личное владение епископством или городом не позволяет эффективно собирать налоги (масштаб "маловат")
2) обладание титулом Короля или Императора предполагает передачу основной части княжеских титулов - вассалам. Концентрация княжеских ярлыков на короле ведет к недовольству прямых вассалов
3) чем выше уровень титула, тем больше личных владений можно иметь без неприятностей
4) независимые феодалы более высокого уровня могут потребовать (или предложить мирно) вассальную присягу младшему феодалу и наоборот. Можно принести присягу Византийскому императору или потребовать соседнего князя присягнуть себе - королю
5) феодальное правило "вассал моего вассала - не мой вассал" позволяет передать неугодных и смутьянов под управление лордов промежуточного уровня. Например, король может передать Удел (провинцию) одному лорду и всех баронов и епископов отдать в придачу
6) более высокий титул позволяет объединять и удерживать все его земли под своей властью. Так, князь Сполето в Италии имеет полное право отобрать благоустроенный Рим со всей округой у Папы Римского, т.к. формально провинция Рима является частью этого княжества.

 

 

 

Купить Crusader Kings 2
  • Обычное издание

 

Обсудить Crusader Kings 2 (II) на форуме

Моды на Crusader Kings II (2)

 

Комментарии  

 
0 #5 Вараз 17.08.2013 07:06
Играл за Вильгельма завоевателя завоевал Великобританию, Францию, Испанию, и Королевства во время крестовых походов. Приплывают ацтеки и мою 200 тыс. армию уничтожают. Что делать чтоб не разбили меня?
Цитировать
 
 
0 #4 измотар 17.04.2013 13:53
А что за проблема избежать ига в CK2? Русские княжества быстро объединяются, если вы становитесь очень сильным (плюс король Руси, Рутении и/или Литвы). Земли всякой чуди, ливов, эстов, финов - без проблем оттяпаете у иноверцев. Шведы и датчане вытуриваются из прибалтики следом. Поляков и Венгров не трогайте, чтобы иметь защищенный тыл и буфер между вами и СРИ. Там останется додавить Булгар, которые на два фрона отбиваются от вас и Куман. Затем очередь куман наступит. В общем, к нашествию Орды у вас будет под 100 тыс. войск (у меня и того больше). А там: заманиваете отряд монголов и двух и трех кратным преимуществом уничтожаете. И так раз 5-6. Да и сама ЗО потратит свои войска на ваши восточные и малодоходные провы.
Единственно что - это следите, чтобы государь был силен.
Цитировать
 
 
0 #3 Дмитрий 03.02.2013 10:35
Цитирую Ivan:
cпасибо. хотелось бы побольше про русские княжества. и можно ли избежать ига?


Мне думается что есть смысл углублятся на север что бы к приходу орды, сидеть под Питером. ДО туда они вероятно не дойдут. А южные славяне полюбому окажется в зависимости.
Цитировать
 
 
0 #2 Ivan 26.10.2012 01:22
cпасибо. хотелось бы побольше про русские княжества. и можно ли избежать ига?
Цитировать
 
 
0 #1 Влад 11.06.2012 16:27
Интересно и познавательно. СПС
Цитировать
 

Добавить комментарий

You are here Секреты Руководства Руководство по прохождению Crusader Kings 2 (Crusader Kings II)